Оживленное сотрудничество с маэстро кровавого угара Джоном Ву и его
не менее жестоким коллегой Ринго Ламом сотворили из крупноватого (по
меркам Джета Ли и Джеки Чана) танцора звезду боевиков, принципиально
решающего поставленные задачи при содействии огнестрельного механизма.
Чоу Юнь-Фат (кит. 周潤發; анг.Chow Yun-Fat) родился 18 мая 1955 года на Ламме, близлежащем к Гонконгу
островке, а впоследствии вместе с семьей переместился в сердце
британской колонии. Нагулявшись по эфирам местных телестанций и
приемным актерских агентств, Фат решился поступить в школу
профессионального мастерства, где и оказался в приятной компании
будущего друга и постановщика Ринго Лама. Опыт, приобретенный за
несколько месяцев обучения, Чоу использовал во многочисленных мыльных
операх, наводнивших в семидесятый эфир порочного Гонконга. Начало
восьмидесятых подарило Фату истинно звездный статус: актер оказался
востребован на безграничных пространствах культового сериала
"Шанхайский пляж" в качестве ультра-гангстера Хуи Ман-Кенга.
Параллельно с успешной теледеятельностью развивалась и
кинематографическая карьера Чоу. В 1976 году он отметился в забытом
проекте "Массажистки". А первый резонанс Фат получил пятью годами
позже: "История Ву-Вьета" продемонстрировала скрытые драматические
возможности записного мыльного плейбоя (в данном произведении Чоу Юн
Фат предстал в образе южно-вьетнамского вояки, скрывающегося в
грязноватом андерграунде Гонконга). Впрочем, именно в этот период
амбиции Чоу были подвергнуты самым жестоким испытаниям (серийная
лихорадка сведет c ума даже героя боевиков), подкрепленным драмой в
личной жизни, - а именно разводом с телезвездой Кэндис Ю Он-Он.
Возрождение ожидало Фата лишь в середине восьмидесятых: актер победил в
крупнейшем азиатском киноконкурсе "Золотая лошадь" - столь пристального
внимания он был удостоен за роль в неком опусе Ленга По Ши "Гонконг,
1941" (романтическая конструкция в форме любовного треугольника на
самоигральном фоне японского вторжения в Гонконг). Подлинный же прорыв
в восхождении блистательной звезды связан с его дебютом у Джона Ву в
"Лучшем завтра" (1986). Именно с этим фильмом связано рождение
совершенной структуры гонконгских боевиков в их современном понятии,
именно эта картина вдохновила Квентина Тарантино на постановку "Бешеных
псов", Роберта Родригеса на создание "Отчаянного" и даже "счастливчика
Люка" Бессона на изготовление "Никиты". Именно на этом проекте Ву
окончательно уверился в необходимости "скрещивания" мужских характеров,
в данном случае Фату противостоял любимец Вонга Карвая - Лесли Чунг.
Смачное заматеревшее лицо нашего героя как нельзя кстати подходило для
истеричных выхлопов мужских характеров, вытаращенных глаз и дымящихся
"беретт". Именно за подобный набор актерских качеств Чоу Юн Фат и
обрел-таки номинацию на главную местную премию Hong Kong Film Award.
Роль Гора стала классической для всего азиатского кинематографа,
благодаря чему Чоу Юн Фат в одно мгновение превратился в конвертируемую
звезду. В том же году романтичный самец исполнил роль дирижера (!) в
сладкой любовной истории "Любовники моей мечты", поставленной одним из
главных эстетов Гонконга Тони Ау. Следующий год подарил Чоу Юн Фату
очередную "Золотую лошадь" - на этот раз была отмечена его (опять-таки)
сахарная роль в "Осенней истории" Мэйбл Чунг (Фат выступал в качестве
любовника-реаниматора покинутой бойфрэндом-бисексуалом Чери Чунг).
Амплуа немногословного друга-любовника преследовало Чоу и в
пространстве романтической комедии "Я хочу то, что я хочу" при
содействии одной из самых прекрасных женщин Азии Додо Ченг. Тем не
менее , любовный сироп окончательно приелся прирожденной звезде
боевиков - последовавший в 1987 году взрыв его огнестрельной активности
стал единственно возможным выходом из приторной ситуации. Первая бомба
разорвалась в постановке его давнего приятеля Ринго Лама "Тюрьма в
огне", именно после выхода этого проекта Чоу Юн Фата (в роли крутого
патрона) и его партнера (сокамерника) Тони Леунга "Карфаи" наконец
заметили и на американском рынке. Логичным итогом проката стала
номинация на все ту же "Золотую лошадь", а победителем в тот год
стал…снова Чоу - за роль "полицейского под прикрытием" в постановке
того же Лама "Огненный город". По этим-то лекалам и творил преподобный
Квентин, впоследствии формируя знаковый персонаж Тима Рота.
Поставленную в 1987 году планку Чоу Юн Фат с успехом держит до сих пор.
Двумя годами позже появился непревзойденный "Наемный убийца" Джона Ву -
энциклопедия стилистических ухищрений и крутой замес пространств Стенли
Кубрика, Сэма Пекинпа, Серджо Леоне, Жана-Пьера Мелвилля и Мартина
Скорсезе. На следующий год Чоу Юн Фат снова снимается у Ву в "Рожденном
вором", где ему снова составили компанию сливки гонконгского кино, -
Лесли Ченг и Чери Чунг. Славные традиции "Поймать вора" Хичкока и
"Розовой пантеры" Эдвардса ни в коем случае не были посрамлены. В тот
год насилие смаковал Ринго Лам в гангстерской постановке "Полный
контакт".
Звезда Чоу сияла как никогда, он превратился в главного мужчину
Гонконга с печальным взором и сумрачной элегантностью в багаже. Парочка
Ву и Фат сполна отыгрались во время создания "Круто сваренных" -
очередной классической постановке в формате "боевого балета" с участием
второго звездного Тони Леунга - "Чу-Ваи". После сногсшибательного
успеха гонконгских боевиков азиатская dream team отправилась покорять
Голливуд: Ву после "Трудной мишени" работает исключительно со звездами
первой величины, а Чоу Юн Фату пришлось пройти целый обряд жанровых
причастий. Первое появление в качестве главной звезды состоялось в 1998
году в баббл-гам опусе Антуана Фикуа "Убийцы на замену" в паре с
помпушкой Мирой Сорвино, ящикообразным Майклом Рукером и пробитым
серией B Юргеном Прохновым. На уровень кино "большого стиля" этот
продукт, впрочем, и не претендовал. Примерно в том же духе был выдержан
и следующий бенефис Чоу Юн Фата "Коррупционер" Джеймса Фоули - на этот
раз партнером по съемкам выступил многообещающий красавец Марк "Марки
Марк" Уолберг.
Случаются и ожидаемые откровения: выразительная фактура Фата была
востребована в костюмном проекте Энди Теннанта "Анна и Король" -
куртуазном переосмыслении классического амплуа Юла Бриннера -
платонический роман с героиней Джоди Фостер был скучен, но красив.
Непросвещенным обывателям только такого продукта оказалось и надо.
Последний опыт Чоу Юн Фата "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" в
очередной раз доказывает состоятельность убедительной маркетинговой
стратегии матерого конъюнктурщика Энга Ли, соединившего раскрученных в
Голливуде азиатских звезд, - Фата и Мишель Йео - в ураганной сказке.
Чоу Юн Фат в качестве синтетического героя-любовника-бойца-аристократа
на редкость убедителен. Очевидно, что потрясений его карьера в будущем
испытывать не будет. - Его "торговая марка" - вечная зубочистка во рту практически во всех фильмах Джона Ву. А еще он обычно стреляет из двух пистолетов, при этом на его лице темные очки.
- "Сине Эйжа", Конвенция владельцев азиатских кинотеатров, назвала Чоу звездой десятилетия.
|