MIA: хип-хоп Тамил-Илама
В
Великобритании живет около 120 тысяч тамилов, выходцев из Шри-Ланки.
Одна из самых знаменитых представительниц национального меньшинства
тамилов – хип-хопперша MIA, вокалистка, композитор, поэт, рекординговый
продюсер, художница, дизайнер, сценарист и режиссер. А также
обладательница многих других достоинств и достижений, например, автор
лучшего альбома года по версии американского журнала “Rolling Stones” и
одна из самых интересных личностей 2007 года по версии самой популярной
американской газеты “USA Today”. Это если очень коротко. А подробностей
ее 30-летней биографии хватит на увесистый и увлекательный том.
Приключения
MIA начинаются уже с имени. Официально ее зовут Матанги Арулпрагасам
(Mathangi Arulpragasam). Для своих она просто Майа (Maya), для чужих –
M.I.A. или MIA. Родилась она 17 июля 1978 года в Лондоне, но в
шестимесячном возрасте вместе с семьей оказалась в Шри-Ланке, на родине
отца и матери. Арул Прагасам (Arul Pragasam), глава семейства,
поддерживал тамильских сепаратистов, боровшихся с оружием в руках за
создание независимого тамильского государства. Он стал политическим
активистом, известным под именем Арулар, и основал студенческую
революционную организацию The Eealm Revolutionary Organisation of
Students.
Официальные
власти взяли его на заметку, и Арулару пришлось много лет скрываться от
национальной армии Шри-Ланки. Майа, ее старшая сестра Кали (Kali) и
младший брат Сугу (Sugu) редко виделись с отцом. Они даже не могли
подолгу оставаться на одном месте, кочуя по стране. В 1983 году
конфликт между тамильским меньшинством и властями перерос в гражданскую
войну, семья теряла родственников одного за другим, и Прагасаму стало
небезопасно находиться в стране. Он вывез жену и детей Индию, где они
поселились в старом заброшенном доме. Отец навещал их очень редко.
Через какое-то время они решили вернуться в Шри-Ланку и поселились в
Джафне. Но ситуация оставалась нестабильной. Очередное обострение
военного конфликта привело к тому, что Прагасаму пришлось бежать с
острова. Семья Майи вернулась в Великобританию, получив статус
беженцев, и поселилась в южном Лондоне, в квартале муниципальных
многоэтажек.
Только
в 11 лет Майа начала учить английский язык. Вместе с языком в ее жизни
появилась и западная музыка – сначала это были музыкальные программы,
которые ее соседи слушали по радио. Ее симпатии сразу оказались на
стороне рэпа и хип-хопа. Среди первых музыкальных увлечений – Public Enemy,
Big Daddy Kane, Roxanne Shante, N.W.A. До этого она слушала только
индийские традиционные песни и мелодии из индийских фильмов.
Но
прежде чем музыка заняла прочное место в ее жизни, Майа собиралась
посвятить себя изобразительному искусству. После школы она поступила в
колледж искусств и дизайна, где изучала живопись, кино и видео. Ее
интересовали современные формы художественного творчества. В 2001 году
23-летняя Матанги Арулпрагасам подготовила первую персональную
выставку. В торговом зале “Euphoria Shop” в Лондоне выставлялись ее
кричаще яркие работы, выполненные с помощью распылителей или шаблонов и
посвященные освободительному движению тамилов. Экспозиция
номинировалась на художественную премию Alternative Turner Prize.
Каталог выставки вышел отдельной книгой с единственным словом на
обложке – “M.I.A.”. Missing in Action – так сама артистка
расшифровывала эту аббревиатуру. Пропавший в бою – так они с матерью
нередко думали об отце.
От
матери-швеи MIA унаследовала любовь к нарядной одежде. В колледже эта
детская любовь переросла в увлечение текстилем, модными аксессуарами,
дизайном. Девушка сама придумывала и шила себе костюмы.
Но
и это еще не все ее таланты. В колледже она не зря специализировалась
на видео и кино. Еще будучи студенткой, она написала сценарий, который
попал в руки известного американского режиссера и сценариста Джона
Синглтона (John Singleton). Сценарий он не взял, но пригласил девушку в
Лос-Анджелес поучаствовать в съемках его нового фильма в качестве
помощника режиссера. Однако в тот момент MIA не рискнула отправиться за
тридевять земель.
В музыкальны кругах MIA начала вращаться с легкой руки Джастин Фришмен (Justine Frischmann), лид-вокалистки группы Elastica,
которая предложила ей сделать обложку и буклет для второго альбома “The
Menace” (2000). Им так хорошо работалось вместе, что MIA в конце концов
отправилась с музыкантами в большое американское турне, проехав с ними
по сорока штатам. По ходу тура MIA снимала документальный фильм о
гастролях. По окончании тура группа доверила ей съемки клипа на сингл
“Mad Dog Dog Dam”.
Во время тура девушка подружилась с Пичис (Peaches),
канадской артисткой, которая выступала на разогреве у Elastica. Пичис
познакомила ее с синтезатором и разожгла в ней интерес к чуть ли не
единственной форме искусства, в которой она еще себя не пробовала – к
музыке. Семя упало на благодатную почву. MIA настолько увлеклась этой
“игрушкой”, что по возвращении в Лондон записала шесть песен
собственного сочинения, воспользовавшись домашним магнитофоном,
стареньким синтезатором и радиомикрофоном.
Демо-диск
с ее “пробами пера” включал два ее самых первых композиторских опыта –
песни “M.I.A.” и “Galang”. Диск начал курсировать в интернете, вызвав
оживленный интерес в андеграундных кругах. В конце концов нашлись и
издатели. Лейбл Showbiz Records выпустил виниловый сингл “Galang”
смешным тиражом 500 экземпляров, но этого оказалось достаточно, чтобы
привлечь внимание лондонских ди-джеев.
Так,
мало помалу, сама о том не подозревая, MIA превратилась в весьма
популярную в интернете персону. Не имея никакого концертного опыта, ни
разу не представив на сцене свою сочную смесь электроники, этники и
танцевальных ритмов, она уже оказалась объектом столкновения интересов
нескольких рекорд-лейблов. В напряженной борьбе за перспективную
артистку победила компания XL Recordings, родной дом для Basement Jaxx, White Stripes и английского рэппера Dizzee Rascal.
Это был единственный лейбл, который гарантировал ей полную свободу
творчества и возможность контролировать процесс записи, к тому же офис
компании находился рядом с ее домом.
В
2004 году в Европе и Северной Америке был снова переиздан сингл
“Galang”, на этот раз вполне достойным тиражом, достаточным для того,
чтобы засветиться в поп-чартах Великобритании и Канады. Идею клипа на
песню “Galang” предложила сама MIA, она же выступила и
художником-постановщиком видео. Артистка предстала в кадре в окружении
своих рисунков и граффити, которые по сюжету начинают жить
самостоятельной жизнью. Клип для второго сингла “Sunshowers” (лето
2004), рассказывающего о партизанской войне в Шри-Ланке, снимался в
джунглях на юге Индии.
В
декабре 2004, подогревая аппетиты меломанов перед выходом дебютного
альбома артистки, появился еще один диск – “Piracy Funds Terrorism”,
альбом миксов, который МИА подготовила на пару с лондонским ди-джеем
Дипло (Diplo) и приглашенными рэперами и музыкантами, используя в
качестве сырья для ремиксерских экспериментов треки со своего первого
альбома.
Полноформатный
дебют артистки, названный “Arular” (под этим именем знали ее отца среди
тамильских политиков и военных), был практически готов в сентябре 2004
года, но по разным причинам релиз несколько раз откладывался. В феврале
2005 MIA дебютировала перед американской публикой, сыграв два клубных
концерта в Торонто и Нью-Йорке. По словам очевидцев, реакция публики
была феноменальной. Люди собрались абсолютно разные, но почти все знали
слова песен и подпевали артистке во время концерта.
Наконец
в марте 2005 года ее первенец “Arular” вышел в мировое музыкальное
пространство. Экспериментируя со стилями, используя разную звуковую
фактуру, сочетая дерзкие ритмы и эмбиентный антураж, MIA, выступившая
соавтором и сопродюсером записи, подготовила впечатляющий дебют.
Критики были в восторге, отмечая широту ее интересов и зрелую
социальную позицию. В своих текстах MIA, чей жизненный опыт разительно
отличал ее от большинства благополучных сверстников, затрагивала темы
революционной борьбы, войны, бедности, национальной идентичности,
положения рабочих в Великобритании.
Рядовых
меломанов порадовало скрещение разных культур, использование сленга,
едкие и остроумные комментарии социальных явлений и уличной
субкультуры. Признали ее талант и коллеги. Рэппер Нэс (Nas), послушав
альбом, заявил: “Это саунд будущего!” Сама же пророчица будущего
признавалась, что ставила перед собой, казалось бы, невозможную задачу
– писать песни о чем-то очень важном, даже провокационном, но оформить
их как что-то легкое, может быть, даже легкомысленное. И ей это удалось.
Эксперимент
по совмещению несовместимого меломаны восприняли с энтузиазмом.
Наглядное тому подтверждение – первый промо-тур MIA в поддержку альбома
“Arular”. Начав с клубов по обе стороны Атлантики, вскоре она перенесла
шоу в концертные залы, а затем и на площадки крупнейших фестивалей –
Coachella, Blue Festival, Summer Sonic Fest, Ридинг и Гластонбери.
По
какой-то одному аллаху известной закономерности, больше всего фанов у
британской артистки оказалось в Канаде. Ее дебют стал одним из самых
продаваемых независимых альбомов 2005 года, продержавшись свыше шести
месяцев в горячей десятке чарта Nielsen SoundScan Electronic.
Не
заставило себя долго ждать и официальное признание. Имя MIA
фигурировало в числе номинантов 2005 года на престижные премии Mercury
Music Prize, Q Awards, Shortlist Music Prize. Многие музыкальные
издания включили “Arular” в список лучших релизов 2005 года, а
обозреватели журналов “Spin” и “URB” назвали MIA артисткой №1. Этот
успешный год MIA завершила выступлениями на разогреве у Гвен Стефани (Gwen Stefani) в рамках ее тура Harajuku Lovers и проехала по Австралии вместе с остальными участниками передвижного фестиваля Big Day Out.
Если
дебютная работа MIA была названа в честь ее отца, то второй альбом она
назвала в честь матери – “Kala”. Студийные сессии стартовали в 2006
году, но записываться в Штатах, как планировалось, у артистки
получилось не сразу. Во-первых, вмешалась американская цензура,
недовольная ее резкими политическими заявлениями, во-вторых, возникли
проблемы с получением американской визы. За впечатлениями и
оригинальным материалом MIA отправилась в дальнюю дорогу, объехав
Индию, Тринидад, Либерию, Ямайку, Австралию, Японию и, наконец,
все-таки попав в Штаты. Во всех местах, где она побывала, больше всего
ее интересовала жизни эмигрантов. Эмиграция – сквозная тема ее второго
альбома, над которым она работала в тесном тандеме с ди-джеем Свитчем
(Switch), сопровождавшим ее в полукругосветной экспедиции.
Несколько
ее новых записей вскоре появились в интернете, где пользовались
неизменной популярностью, подогревая интерес к будущему лонг-плею.
Заметное оживление в музыкальных кругах вызвало интервью певицы, в
котором она категорически возражала журналистам, приписавшим успех ее
дебюта соавторам – ди-джею Дипло и другим музыкантам. MIA заявила, что
большая часть альбома была готова еще до знакомства с ними.
Свою
самодостаточность и компетентность артистка убедительно
продемонстрировала на втором студийном альбоме “Kala”, еще одном
колоритном стилистическом эксперименте. Первый промо-сингл “Boyz”,
изданный летом 2007, скрестил гаану (gaana), разновидность тамильского
народного рэпа, который подбадривал рабочих и крестьян во время
тяжелого физического труда, и соку (soca), танцевальную музыку родом с
Тринидада и Тобаго. MIA выступила одним из режиссеров клипа на эту
песню.
Сингл
“Boyz” смело обходил конкурентов в хит-парадах, поднявшись в Тор 10
канадского чарта и оказавшись в Тор 3 американского рейтинга
танцевальной музыки. Еще один сингл “Paper Planes” вышел в лидеры
дэнс-чарта США и отметился в канадском хит-параде.
Когда
в августе 2007 диск “Kala” появился в продаже, он не нуждался в
дополнительной рекламе. Тор 20 в США и Канаде, 22 строка в общемировом
чарте – достойный результат для исполнительницы, которая никогда не
стремилась к лидерству на поп-сцене. Не добивалась она и официального
признания, оно пришло само собой. Альбом принес ей номинации на премии
Q Awards, Shortlist Music Prize, Independent Music Awards (Канада).
Журналы “Rolling Stone” и “Blender” назвали “Kala” лучшим альбомом 2007
года.
Диск,
отмеченный смелым смешением традиционных мелодий чуть ли не половины
планеты, был достоин самой высокой оценки. Подготовить этот дерзкий
коктейль артистке, взявшей на себя и продюсерские обязанности, помогали
коллеги Свитч, Дипло, Тимбаланд и другие. Записанный с Тимбаландом трек
“Come Around” был представлен и на диске “Kala”, и на его альбоме
“Shock Value”.
Концертная
поддержка релиза проводилась с размахом. Певица выступила на десятках
европейских и американских фестивалей, играла на разогреве у Бьорк (Bjork), проехала с туром по Японии и Австралии. Финальным аккордом промо-тура стало небольшое клубное турне по Великобритании.
Культовая британо-шри-ланкийская звезда M.I.A. объявила
о том, что уходит на пенсию. Отойти от шоу-бизнеса артистка решила в 30
лет. Началось все с того, что певица отменила весь европейский тур по
причине изнеможения. Затем, все-таки выступив на фестивале Bonnaroo
Music + Arts Festival 13-го июня, объявила публике, что это ее
последнее шоу. Певица выпустила 2 успешных альбома, "Arular" и Kala. Журналы Rolling Stone и Blender немедленно присвоили последнему статус альбома года. Пик популярности M.I.A. (настоящее имя Mathangi "Maya" Arulpragasam) пришелся на 2004-й год. Казалось бы - не такая уж и долгая карьера, а вот девушка от нее быстро устала.
|